понедельник, 16 сентября 2013 г.

Симеон Летопроводец

Здравствуйте, дорогие мои! 
Хочу сегодня поделиться одной из кукол, которые я перенимаю в Веджене.
Это даже не кукла, а куклак - Симеон Летопроводец.

14 сентября Семенов день, начало Бабьего лета.

14 сентября - день Преподобного Симеона Столпника, Семена летопроводца или Семен день.
С середины 14 века и до 1700 года 14 сентября на Руси отмечали Новолетье.

Начиналось Бабье лето. Если первый день бабьего лета будет теплый и ясный, то и вся осень будет теплая и солнечная.

В это время чествовали женщин, матерей и детей. Благодарили Матушку-Землю за собранный урожай. По древний поверьям в эти дни закрывались двери Ирия и последними туда улетали мухи, уползали змеи. А молодухи и девицы помогали им совершить переход, провожая их обрядом похорона мух.

Люди благодарили Бога за его милость и дары, проводя праздники и обряды, чтобы добро в доме не переводилось…


Вот что пишет об этом празднике И. П. Калинский: "В старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Иоанна Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось “платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца”. Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный. В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у Св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому “уя влас архиепископ Спиридон”. Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, т.н. похороны мух и тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение. В XIX в. он был известен в народе под именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, т.е. начинали засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и т.п., которые обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легким занятием."

А вот что пишет М.Забылин:
" С этого же дня в деревнях, кроме обыкновенных посиделок, сопровождаемых песнями и сказками, делаются опашки, братчины, ссыпчины, где всем миром варится пиво и стряпается кушанье для пиршества.
Летопроводец считается днем, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так например, в Серпухове и Туле существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики, и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов".

А вот что написано в книге «Круглый год, русский земледельческий календарь», составитель Некрылова А.Ф., про этот обряд:

«На Семёна хоронят мух и тараканов (чтоб пропали).
В Семён-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме (Тамбовская губ.)
Убьёшь муху до Семёна-дня – народится семь мух;
убьёшь после Семёна – умрёт семь мух.»

Сам обряд описывается так. «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтоб предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукатёрником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить»; или «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать.»
Обряд этот сопровождался специальными песнями, например:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
(Тверская губ.)

и ещё разные песни и каждая заканчивается описанием смерти насекомых и похорон:
…Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
«Помяни нашу рабу,
Серу вошь в гробу».

В этот день гуляли. Гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника… Парни состязались в ловкости – залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать (снять куклака), доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон – делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы…



Комментариев нет:

Отправить комментарий